В последних числах апреля в Севастополе прошел архитектурный фестиваль современного искусства «Территориум». Гости и участники мероприятия поделились своими впечатлениями.
Фестиваль «Территориум» проходил в севастопольской социальной галерее «Ангар» 28 и 29 апреля. Здесь для гостей были организованы лекции современных художников, архитекторов и дизайнеров из Севастополя, Симферополя, Москвы и Санкт-Петербурга, состоялись презентации результатов крымских архитектурных воркшопов и конкурсов. Также работала выставка проектов молодых архитекторов. Активные жители города приняли участие в круглом столе «Севастополь – столица «крымского стиля»».
Фото предоставлено СМАК Севастополь |
|
Фото предоставлено СМАК Севастополь |
|
Ниже – комментарии гостей и участников фестиваля.
Николай Васильев искусствовед/ историк архитектуры, Москва DoCoMoMo Россия
«По моим впечатлениям, фестиваль приятно удивил и плотностью программы, и очень высоким уровнем организации. Мотором всего выступил давний друг и соратник Алексей Комов, и, по нашему с ним опыту, такого уровня не всегда удаётся достигнуть. Здесь же была и мотивированная публика – молодые архитекторы как костяк, но и художники и журналисты, их вопросы после лекции, темы, заданные на дискуссии, показывают и срез мощного гражданского общества Севастополя и запрос как на сохранение уникального наследия города, так и на качественную среду – как событийную, так и в архитектурном смысле».
Фото предоставлено СМАК Севастополь |
|
Антон Чумак художник, Санкт-Петербург
«Восхититься, сохранить уникальность, дать импульс к качественной модернизации Севастополя – все эти лейтмотивы рефреном звучали на протяжении всего фестиваля «Территориум». Сегодня, когда южная культурная столица России стремительно развивается и не может уже оставаться архитектурным заповедником, внимание всех специалистов, людей культуры и простых горожан приковано к обсуждению нового генерального плана развития города. В этом контексте обсуждение философии будущего статуса Севастополя профессиональными архитекторами, художниками и искусствоведами выглядит более чем своевременным. Лично мне было приятно, что к дискуссиям в рамках фестиваля подключилось множество молодых людей из различных общественных организаций города. После фестиваля осталось ощущение уверенности в том, что есть люди, готовые приложить огромные усилия для удержания уникального этического и эстетического климата этого прекрасного белого города. Города у моря, которое открывает путь на Босфор и дальше пределов Ойкумены».
Фото предоставлено СМАК Севастополь |
|
Андрей Жариков урбанист, Москва-Феодосия
«Пропустить «Территориум» было нельзя: спикеры, гости, заявленные темы дискуссий – все очень подкупало. И на несколько дней Севастополь стал для меня городом зарождения как новых мыслей по темам, которых не было в поле моего зрения, так и открытия новых трактовок известных ранее тезисов. Алексей Комов и сотоварищи создали уютный по ощущениям и чрезвычайно емкий по содержанию формат, где актуальные вопросы развития архитектуры и искусства в Крыму обсуждались людьми из совершенно разных сфер, что давало возможность взглянуть на них с совершенно разных точек обзора. Удовольствие от новых знаний смогли получить все: и студенты, и люди из «отрасли» – это важная составляющая успешно проведенного мероприятия. Я бы пожелал этому фестивалю масштабироваться и пульсировать по Крыму еще более учащенно – весна все-таки».
Фото предоставлено СМАК Севастополь |
|
Источник: archi.ru |
На территории Штутгартского университета появился «плетёный» павильон, построенный с помощью роботов и дрона. Конструктивный принцип авторы «позаимствовали» у личинки моли.
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Burggraf / Reichert |
|
Преподаватели и студенты Штутгартского университета каждый год разрабатывают и воплощают в жизнь исследовательские павильоны. На их примере исследователи демонстрируют, как то или иное морфологическое явление из животного царства можно адаптировать под нужды строительства и архитектуры. При этом обязательными участниками производства становятся промышленные роботы.
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Burggraf / Reichert |
|
В прошлом году учёные представили сразу два объекта: на территории родного университета они выставили павильон, прообразом которого послужил панцирь морского ежа, а в саду лондонского Музея Виктории и Альберта исследователи построили конструкцию, напоминающую экзоскелет жука. В этом году команда обратила свой взор на «рабочие способности» минирующей моли, а именно – двух видов бабочек (Lyonetia clerkella и Leucoptera erythrinella), чьи личинки ткут из шёлковой нити «гамаки», натянутые между двумя точками вогнутого листа. Реализацией проекта – как и в предыдущие годы – занималась мультидисциплинарная группа, состоящая из архитекторов, инженеров и биологов. Руководили процессом Ахим Менгес (Achim Menges) из Института вычислительного проектирования (ICD) и Ян Книпперс (Jan Knippers), глава Института строительной конструкции и конструктивного проектирования (ITKE).
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Burggraf / Reichert |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Ghinitoiu |
|
Для изготовления павильона использовались нити из углепластика и стекловолокна– лёгких материалов (вся конструкция площадью 40 м2весит около тонны), но обладающих высокой прочностью на растяжение. На изготовление строения в общей сложности ушло 184 км пропитанного смолой волокна. Стоит отметить, что именно благодаря малой массе этих материалов проектировщикам удалось привлечь к работе дрона – столь маломощные машины, как правило, не используются в строительстве.
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Burggraf / Reichert |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Burggraf / Reichert |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Ghinitoiu |
|
Поскольку павильон собирался за пределами университета и его нужно было транспортировать на место, павильон получился небольшим, сетуют его создатели. Но авторы проекта подчёркивают, что опробованная технология подходит для создания более масштабных объектов. Как строили биомиметическую конструкцию и как её доставляли на место постоянного пребывания, можно посмотреть в видеоролике:
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Ghinitoiu |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Burggraf / Reichert |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Burggraf / Reichert |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Burggraf / Reichert |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Burggraf / Reichert |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Burggraf / Reichert |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Burggraf / Reichert |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Burggraf / Reichert |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Ghinitoiu |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Ghinitoiu |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE, Photograph by Ghinitoiu |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Павильон ICD/ITKE 2016-2017 © ICD/ITKE |
|
Источник: archi.ru
|
Автору «Пирамиды» Лувра Й.М. Пею исполнилось 100 лет.
Й.М. Пей в вестибюле восточного крыла Национальной галереи в Вашингтоне в день его открытия 1 июня 1978 © Dennis Brack/Black Star. National Gallery of Art, Washington, Gallery Archives. Image via nga.gov. |
|
Американский архитектор китайского происхождения, Й.М. Пей (более точная передача его имени кириллицей – Юй Мин Пэй) отмечает 26 апреля 2017 года свой сотый день рождения. Официально он на пенсии с 1990 года, однако продолжает сотрудничать и со своей бывшей мастерской, Pei Cobb Freed, и с бюро своих сыновей Pei Partnership Architects. Среди его наград – Золотые медали AIA (1979), RIBA (2010), Международного союза архитекторов (2014), Притцкеровская премия (1983), первая архитектурная Praemium Imperiale (1989). Он офицер Почётного легиона (1993), член Института Франции (1984) и британской Королевской академии (1993).
Проект «Большой Лувр». Фото: Benh LIEU SONG via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 2.5 |
|
Не менее заметны его постройки: реконструкция Лувра (две очереди – 1989 и 1993), включая ставшую одним из символов Парижа стеклянную пирамиду, не менее оригинальное восточное крыло Национальной галереи (1971–1978) в самом сердце столицы США, президентская библиотека Дж.Ф. Кеннеди (1977–1979, Бостон) в броском черно-белом колорите, небоскреб Bank of China (1989) – один из самых «ярких» в Гонконге. В проектах последних десятилетий Й.М. Пей чаще обращается к традиционным формам – как в музее в Сучжоу (2006) или музее исламского искусства в столице Катара (2008). Однако все его постройки отличает смелое использование простых геометрических форм: в его проектах это не кажется примитивным, очевидным решением – они никогда не бывают скучными.
Национальная галерея искусств. Восточное крыло. Фото: MBisanz via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0 |
|
Однако путь к славе – и в международный истеблишмент – был у Пея не самым прямым. Он родился в Кантоне (Гуанчжоу) в семье банкира. В 1935 он уехал в США, чтобы получить там архитектурное образование: поступил в Пенсильванский университет в Филадельфии, затем перевёлся в Массачусетский институт технологии в Кембридже, где преподавание шло в духе парижской Школы изящных искусств XIX века – тенденция, задержавшаяся в США. Затем Пей учился в школе дизайна Гарвардского университета в Бостоне (1942–46) у Вальтера Гропиуса и Марселя Брёйера: там уже Пея критиковали за интерес к традиции. В годы войны, когда архитекторов широко привлекали к сотрудничеству американские власти, он работал в Национальном исследовательском комитете по вопросам обороны. В конце 1940-х, вместо одного из интересных и/или успешных архитектурных бюро он выбрал местом работы компанию-застройщика «Webb & Knapp»: там он стал главой архитектурного отдела и смог спроектировать многие очень завидные для начинающего профессионала объекты, к примеру, небоскреб Place Ville-Marie в Монреале (проект – 1953, реализация – 1962). Набравшись опыта и связей, в 1955 Й.М. Пей открыл собственную мастерскую в Нью-Йорке, где и расширил свой репертуар форм и жанров.
Башня Китайского банка. Фото: Brian Sterling via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0 |
|
Библиотека Джона Ф. Кеннеди. Фото: Massachusetts Office of Travel & Tourism via flickr.com. Лицензия CC BY-ND 2.0 |
|
Музей Сучжоу. Фото: Another Believer via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0 |
|
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studio |
|
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studio |
|
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studio |
|
Источник: archi.ru
|
Бюро Snøhetta и скульптор Борд Брейвик спустя 22 года вновь расширили комплекс Музея изобразительного искусства и кинотеатра в Лиллехаммере.
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Изначальное здание музея и кинотеатра по проекту Эрлинга Викшё, построенного в 1964, признано памятником своей эпохи. Добавляя к нему в 1994 объём культурного центра, архитекторы бюро Snøhetta стремились актуализировать образ комплекса, который стал основным местом проведения культурных событий для Зимних Олимпийских игр: тогда к бруталистскому зданию добавилась обшитая деревом «волнообразная» постройка на стройных опорах. Второе дополнение, завершённое в 2016, вновь освежило характерный для бюро символический язык архитектуры, подчеркнув контраст объёмов и одновременно связав их. Реконструкция позволила превратить комплекс в целостное культурное пространство для города.
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Лейтмотив всех трёх частей проекта – синтез изобразительного искусства, архитектуры и ландшафта, поэтому поиск гармонии и нюансов взаимодействия чистых форм стал основной задачей архитекторов. В результате первой реконструкции брутальная постройка 60-х выиграла от контраста с лёгкой волнообразной формой, отразившей ландшафт норвежских гор. Корпуса были объединены мостом-переходом и садом искусств под ним. Борд Брейвик наполнил сад каменными скульптурными формами и сложил из них водный каскад, передавая красоту местной природы. А благодаря последнему преобразованию комплекс получил футуристический акцент – блестящий куб, парящий над стеклянным основанием.
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Новая пристройка прилегает к первому корпусу и выделяется своей металлической «обёрткой» на фоне его бетонных стен и деревянной отделки второго корпуса. Фасад – последнее творение скончавшегося в 2016-м Брейвика: в нём скульптор воплотил мотив падающей звезды, отражающий вклад в норвежское искусство художника из Лиллехаммера Якоба Вейдемана (внутри нового корпуса как раз находится зал Вейдемана, посвящённый его работам). Оболочка из полированной нержавеющей стали с достигающей четверти метра глубиной рельефа меняет свой внешний вид в зависимости от освещения. Объём зала консолью выступает над стеклянным основанием, в котором расположилась детская студия-мастерская.
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Кинотеатр, занимающий изначальный объём 60-х, также подвергся реновации: была улучшена планировка и отреставрирован интерьер. Прозрачную стену вестибюля очистили от поздней пристройки, что позволило вернуть панно работы Одда Тандберга в городской контекст – согласно первоначальному замыслу. Добавлены два зала: один – в существующий объём, другой – под садом искусств, где также появился дополнительный проход между корпусами. Общая площадь расширения составила 1700 м2.
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Snøhetta & Ketil Jacobsen |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Snøhetta & Ketil Jacobsen |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Snøhetta & Ketil Jacobsen |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Snøhetta & Ketil Jacobsen |
|
© Snøhetta & Ketil Jacobsen |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Mark Syke |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Snøhetta & Ketil Jacobsen |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Snøhetta & Ketil Jacobsen |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Snøhetta & Ketil Jacobsen |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Snøhetta |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Snøhetta |
|
Музей изобразительного искусства и кинотеатр в Лиллехаммере – второе расширение © Snøhetta |
|
Источник: archi.ru |
В Нью-Йорке завершилась реконструкция Таймс-сквер по проекту Snøhetta: пешеходное пространство площади увеличилось в два раза.
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер расположена на пересечении Бродвея, идущего по диагонали через прямоугольную сетку улиц Манхэттена, и 7-й авеню: из-за необычного плана площадь прозвали «галстук-бабочка». Она лучше всего известна как место сосредоточения огромного количества световой рекламы, к которой в последние годы добавилась серия медиа-экранов: благодаря этому она очень популярна у туристов, это самая посещаемая достопримечательность не только Нью-Йорка, но и всех США и даже мира (40 млн человек в год) – хотя ее первенство оспаривает бульвар Стрип в Лас-Вегасе. Именно там каждую новогоднюю ночь в полночь спускают «шар времени». Однако расположение площади в самом центре города, среди бродвейских театров и других объектов индустрии развлечений, а также между вокзалом Гранд-сентрал-стейшн и автовокзалом Портового управления делает траффик там далеко не только туристическим: из 330 000 человек, бывающих там каждый день, 56% – жители Нью-йоркской агломерации. При том, что Таймс-сквер занимает всего 0,1% площади мегаполиса, она дает 11% его ВВП и 10% рабочих мест, и там расположен 21% всех гостиничных номеров города.
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Долгое время Таймс-сквер была перенасыщена машинами и людьми, поэтому, в частности, она била рекорды по числу ДТП с участием пешеходов: на 137% больше, чем на окрестных авеню. Также площадь отличали загазованность и непростая криминальная обстановка. В 2009 тогдашний мэр Майкл Блумберг закрыл семь кварталов Бродвея, включая Таймс-сквер, для машин (пересекающие его авеню и улицы, перекрывать, разумеется, не стали). На эффективность автодвижения это никак не повлияло, так как закрытый участок дублируется манхэттенской «решеткой», в то время как получившаяся пешеходная зона стала еще популярней, чем раньше, благодаря появившейся у горожан и туристов возможности там отдохнуть или принять участие в различных мероприятиях (на Таймс-сквер их проводится 350 в год).
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
В 2010 Snøhetta получила заказ на реконструкцию площади, в 2014 была готова первая очередь проекта, в 2016 – вторая, а 19 апреля 2017 состоялось ее торжественное открытие. Пешеходное пространство на 2000 год составляло там 37% поверхности, в настоящий момент – 66%: при общей площади «галстука-бабочки» в 21 000 м2 пешеходам отдано почти 14 000 м2. За прошедшие годы уже собрана значительная статистика: инциденты с травами пешеходов уменьшились на 40%, столкновения машин – на 15%, криминальная активность в районе Таймс-сквер – на 20%; загазованность воздуха упала на 60%. Гости города и местные жители в подавляющем большинстве одобряют перемены (около 90%).
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Проект Snøhetta (бюджет – 55 млн долларов, включая реконструкцию инженерных сетей под площадью) дал Таймс-сквер лаконичное решение – там и так много разнообразия: знаменитые неоновые и светодиодные «билборды», красная трибуна театральных касс, вербовочный центр вооруженных сил со светящимся фасадом в виде флага США. Поэтому был убран весь «визуальный мусор», бортовой камень и т.д. Вымостку сделали из бетонных блоков двух видов, снабженных в отдельных местах стальными кружочками размером в монету: они отражают огни рекламы в темное время суток (эту вымостку применили и на тротуарах прилегающих участков 7-й авеню). Движение пешеходов на более быстрые и медленные потоки разделяют 15-метровые гранитные скамьи. Их разные конфигурации соответствуют той или иной функции (на них можно сидеть, прислоняться и т.д.); также они скрывают контакты электрической и трансляционной инфраструктуры, позволяющие гораздо легче проводить на площади любые мероприятия (раньше нужны были грузовики с генераторами, трансляционное оборудование и т.д.).
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер до и после реконструкции. Изображение: NYC DOT / © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер до и после реконструкции. Изображение: NYC DOT / © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер до и после реконструкции. Изображение: NYC DOT / © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер до и после реконструкции. Изображение: NYC DOT / © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер – реконструкция. Фото: Amy Hart for Times Square Alliance |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Jurick |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Michael Grimm |
|
Таймс-сквер. Пешеходное пространство до реконструкции © Snøhetta |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Snøhetta |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Snøhetta |
|
Таймс-сквер. Пешеходное пространство после реконструкции © Snøhetta |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Snøhetta |
|
Таймс-сквер – реконструкция © Snøhetta |
|
Источник: archi.ru |
|